Мы возрождаем в Беларуси картофельный рай.

Александр Лукашенко,

президент Республики Беларусь

Высокая поэзия на века останется высокой поэзией. А проза? Разве можно пройти мимо этого неизмеримо богатого жанра, не вникнув в него. А тем более, если тематика прозы коснулась (нет – не коснулась), а всколыхнула сердца множества читателей не только нашей страны, но и зарубежья. Это касается творчества гомельского писателя и журналиста Раисы Дейкун и (в данном случае) её книги прозы «Картошка – хлебу и любви присошка», включающей в себя повесть-быль «Копец» и более двадцати других рассказов и миниатюр.

По заголовку книги можно догадаться, что главным героем здесь является наша родная белорусская бульба, которую автор с особой любовью к ней называет нежными словами – «моя скромница, моя любимая и несравненная картошка! Ты такая загадочная и такая ещё «не раскрученная» в стране, где тебя чтут и любят больше всех в мире»! И далее продолжает: «брутальная, уникальная, романтичная, патриотичная» и у каждого перечисленного здесь слова есть свой смысл.

Сколько же заложено в душе писательницы неподдельной любви к этому продукту! Читая её жизненные воспоминания, начиная с самого детства и отрочества, узнаёшь, с каким трудом выращивалась и добывалась в их многодетной семье каждая картофелина. А за глаза автора называли милым словом – «бульбашка».  Но, где бы «бульбашка» ни находилась, никогда она не забывала свою родную Беларусь и любимый огородный овощ – картошку, которой посвятила не мало творений.

О! Как я понимаю «бульбашку»! Для меня тематика о картошке тоже чрезвычайно живительна, потому что в годы войны и в послевоенные годы по рассказам мамы она была неразлучным продуктом в каждой семье – спасением от голода (даже в замороженном виде), оставленная на колхозных полях во время оккупации. Память о годах военного лихолетья не стирается, даже и в детских воспоминаниях.

Начиная с повести-были «Копец», продолжая не выдуманными рассказами и заканчивая небольшими «былинками-картофелинками», автор в своей книге незримой нитью проводит через них мысль о значимости и роли картошки-бульбы в жизни белорусов в труднейшие военные и послевоенные годы, да и в наше время тоже. В повести-были «Копец» бульба участвует в освободительной борьбе, спасая людей от голода и давая возможность сражаться с захватчиками. Описывая историю многодетной семьи лесника Митрофана Целуйко, автор воскрешает вторую половину прошлого столетия: через конкретные описания будней семьи передаёт нравственные устои и жизненный уклад белорусов, их приверженность и преданность к своей родной земле.

Как трогательна сцена встречи Михаила, старшего внука Митрофана Целуйко, с картошкой. Он, бежавший из плена с простреленной ногой немалое расстояние до пепелища – обгорелых остатков его бывшего дома, забыл о своих ранах и запрыгал от сумасшедшей радости, когда в небольшом холмике земли посреди леса угадал целый копец картошки. В этом он увидел верный признак того, что его родные были живы. «Михаил на глазах ожил, добравшись до картошки – чистой, ровной, как помытой. Набрав в руки клубней, он приник к ним лицом и погладил. Ведь каждую картофелину держали в руках его родные – мать, бабушка, братья, сестры, дед! И Михаил физически почувствовал, как к нему возвращаются силы». Так трогательно воспроизвела эту встречу с картошкой автор повести Раиса Дейкун.

Небезосновательно писатель воздаёт картошке своё глубокое уважение, почитание, признание и стремится поднять её на заслуженную высоту.

«Я тебе, картошка, кланяюсь в ножки!» – такими словами открывает автор вступительную статью к своей повести «Копец», за которую была удостоена звания Лауреата Международного литературного конкурса «Семья – Единение — Отечество».

Читая книгу, ощущаешь, насколько близко и родственно душе писателя то, о чём пишет. Создаётся впечатление, что в любой ситуации она присутствует рядом вместе со своими героями, и вместе с ними переживает их жизнь, понимая проявление всех их действий и описывая их. Диву даёшься порой её лёгкому, образному литературно-авторскому речевому стилю, близкому разговорному, который приемлем только для простого народа. Иногда даже не верится, как можно писать такими живыми выразительными словами, которые на душу ложатся:

«А мои же вы детки дорогие! А мои же вы голубочки! А как же вам божок-то дал обо мне старой, одной-одинюсенькой, вспомнить и во двор мой попасть? А кто это такой большенький вырос? А у кого это такие ямочки на щёчках глубоконькие, как те копаночки? Это ты, Шурко? А это ты, Дарусько?»… Такими трогательными словами в этой книге начинается рассказ «Паронки», когда слова звучат, как льющийся ручей, из любящего сердца бабушки Насти для своих любимых внучат, приехавших вместе с родителями навестить её. Насколько душа писателя трепетна гармонична с душой народа. И этот рассказ – тоже о картошке – «фрукте заморском с паром». Так Шурко назвал паронкi (обычное блюдо из бульбы), когда, приехав домой, его спросили друзья: «Чем вас там угощали?». И эта живая народная образность присуща каждому произведению автора.

В книге, что ни рассказ, то – обстоятельный сюжет, заканчивающийся обязательно продуктом национальной гордости – нашей родной бульбой.

В рассказе «Картошка в соляре» идёт речь о подлинном случае из жизни 20-летнего служащего на Тихоокеанском флоте в 60-х годах. Ему и его товарищам по службе пришлось находиться в дрейфе 49 дней на барже, оторванной от буксира и отданной на откуп океаномиру: ни еды, ни воды, ни связи. И спас их небольшой запас картошки, за которым, чтобы не умереть с голоду, пошли потом в расход сапоги, мех гармошки, зубная паста, кусочек мыла. Уже пожилой мужчина рассказывал эту историю мальчику Диме, родители которого не могли заставить его есть картошку. И какой неожиданный финал! «Ни слова не сказав, мальчик взял в руку вилку, в другую – кусочек хлеба, и с явным аппетитом быстро умял с тарелки картошку фри, допил свой сок и только тогда поднял глаза на пожилого человека, видимо, ожидая похвалы».

«VIP-персоной» обозначена в рассказе «Министр и VIP-персона» запечённая половинками картошка в «мундирах», которую на большом подносе-тарелке, как сюрприз, преподносили министру. Картошка красовалась «одна в одну: в каждой – деревянная шпажка, а на ней, вроде шляпы мушкетёра, кружочки сала с мясной прожилкой и тонкие пластинки лимона. На самой середине выделялась самая фасонистая картофелина с маленьким флажком на шпажке – названием журнала и цифрой его очередного юбилея. Это происходило в редакции издания ведомственного журнала, когда министр отмечал своё очередное «-летие». Близкие к нему люди знали эту его слабость – почитание картошки, которая в тридцатые годы спасала от голодной смерти.  Потом он брал «фасонистую» картошину, чтобы ею полакомиться, а флажок под аплодисменты вручал редактору.

Так было из года в год, пока министр, почитавший простую обыкновенную картошку, не ушёл из жизни. С тех пор многое изменилось в стране, в ведомстве и в редакции, но неизменной осталась одна традиция – встреча коллектива во главе с прежним редактором, с VIP-персоной. При очередном празднике журнала, с того самого подноса, по-прежнему берётся самая «фасонистая» картофелина, которая осторожно кладётся на маленькую тарелку и ставится возле хрустальной вазочки с букетом флажков и бокала с коньяком. А со стены на присутствующих и её «VIP-персону» смотрит и улыбается с портрета в чёрной рамке министр, погибший при неизвестных обстоятельствах. Как проницательно всё написано!

Подношение автором своих прозаических произведений оказывает на читателя сильное воздействие: после прочтения начинаешь осмысливать события ушедших лет, сопереживая вместе с героями, проникая в их жизнь, и задумываться над этим.

 А события эти текут одно за другим. Здесь и Шура Кардаш в рассказе «Золотинка», который после окончания сельскохозяйственного техникума, получив специальность агронома, а потом, став главным агрономом, прошёл длинный путь своей сознательной трудовой жизни до кандидата сельскохозяйственных наук. И он – уже не Шурка, а Александр Александрович – научный сотрудник Научно-практического центра национальной академии наук по картофелеводству добился осуществления своей заветной мечты – вырастить новый желанный сорт своей любимицы – картошки с необыкновенными качествами, при этом дав этому сорту достойное название «Золотинка».

При всей своей привязанности автора к жанрам произведений глубокомысленного характера в книге присутствуют и такие, которые, вызывают здоровый смех. Достаточно для этого прочитать рассказ «Заморский гость по 5 копеек», повествующий о великой борьбе-битве жителей посёлка за спасение картошки от колорадских жуков, принесших им столько неприятностей и мук, этих «гадов полосатых, чертей лысых в панцире, издевателей над природой и людьми». Такими несравненными эпитетами награждает автор эту американскую нечисть, которая облепила, словно земляникой, картофельные кусты на всех огородах пристанционного посёлка, оставив одни голые стебли от них. И не удалось жительнице посёлка Верке-Оторве – жертве своей жадности с загребущими руками, собрав всё это «несметное богатство», продать за свою работу «заморских гостей», каждого за 5 копеек. Зато из-за них она чуть было не лишилась дружбы и расположения своих соседей по улице.

Все сюжеты, изложенные в рассказах и мини-рассказах (былинках-картофелинках), бесспорно, нельзя описать здесь, но каждый из них вторгается в душу, как почётный гость, и не хочет уходить.

Известная русская пословица гласит: «Картошка – хлебу присошка». Что правда, то правда – хлеб всему голова, а картошка к нему присошка – дополнение, без которого даже нельзя обойтись и без любви. А причём же здесь любовь? – спросите вы. А вот когда прочтёте рассказ с одноименным названием книги «Картошка – хлебу и любви присошка», тогда всё станет ясно. Этот рассказ – повествование автора от своего лица. Её героиня ведёт беседу не только сама с собой, но и с не присутствующим рядом с ней возлюбленным, высказывая всё накопившееся на её душе за период ожидания от него звонка. И тут же сама отвечает на все предполагаемые с его стороны вопросы: с двух сторон в адрес друг другу несутся упрёки, обвинения, претензии. Все разногласия пары строятся из-за разных подходов и отношения к главной виновнице споров – картошке. Если у героини присутствует «непомерная и нездоровая» любовь к ней, и она стремится сделать её в стране VIP-персоной, то её «друг-приятель» (чел-мен) любит клубни только в виде готовых блюд на столе. Но история заканчивается тем, что герой после очередной ссоры с возлюбленной на почве картошки явился к ней с объёмистым свёртком. Перед героиней открывается чудо – обыкновенный лозовый кош, наполненный картошкой. «Да какой? Сортовой, семенной, элитной!». Кош-кошёлку опоясывала золотая лента с написанными на ней буквами величиной с картошку: «Мне не надо рая, если со мной Рая!», а на бирке, прикреплённой к ручке коша сбоку, мелком текстом можно было прочитать: «Самохваловичи. Сорт «Рая». Так что тут картошка выступает той самой «присошкой» не только к хлебу, но и к любви. Удивительный рассказ!

Вот вам и картошка, способная внести своё значение в понятие, что её одинаково любят все – от колхозника и рабочего до министра и президента. Надо надеяться, что повторное издание этой книги, но на родном белорусском языке будет украшено уже эпиграфом белорусского поэта-классика, например, как Петрусь Бровка, который по-белорусски выразил своё отношение к картошке такими вот строками:

Каб толькi мог, дык я б, няйначай,

Даў бульбе лепшую з адзнак –

Ах, бульба, бульба, што за ўдача,

Што за выгода, што за смак!

До чего необычайна фантазия писательницы в выборе и описании главного героя своей книги – простой и обыкновенной картошки. И не удивительно, что эта книга прозы «Картошка – хлебу и любви присошка» вместе с автором стали бронзовыми лауреатами на 4-м Берлинском международном литературном конкурсе «Лучшая книга года – 2014».

Раиса Дейкун – выпускница факультета журналистики БГУ. Подполковник милиции в отставке. Пишет не только про картошку. Она – автор книги-исповеди «Мой Чернобыль, або я боль людски…кранау руками», стихотворных сказок «Прыгоды Бульбаёсцика», «Компания «Артём и К», «Бульбаёсцева сямейка».

 Раиса Дейкун – Лауреат Международных конкурсов – «Книга года 2014». Берлин и «Книга «Семья – Единение – Отечество» (Минск, 2О14г.). Лауреат Всероссийского конкурса «Герои Великой Победы (Москва, 2015). Серебряный Лауреат премии «Золотое перо Руси» (Москва. 2017). Лауреат премии имени Кириллы Туровского (Гомель, 2017). В марте 2022г. издана новая книга, представляющая собой сборник рассказов, очерков, повестей под общим названием «СПЛОТКА», отмеченная вручением Диплома за работу «СПЛОТКА» – за издание этой книги. Член Союза писателей Беларуси.

Дмитриева Надежда Петровна

Яндекс.Метрика